?

Log in

Почитала вот этот пост ( https://m.facebook.com/story.php?story… - жж жж жж
"Прыгнет - и задумается, потом опять прыгнет - и снова задумается"

lagushka
Date: 2017-03-25 20:44
Subject: (no subject)
Security: Public
Почитала вот этот пост (https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1054993324606577&id=100002877595760&ref=bookmarks¬if_t=feed_comment_reply), посмотрела видео с политинформации в консерватории (http://nikolaeva.livejournal.com/820663.html) и вот думаю про учительство.
Мы, конечно, можем делать вид, что мы (училки) не такие. Но такие в нас живут. Эти штампы, эти интонации, эти сценарии усвоенные и воспроизводимые совершенно бессознательно. Вот там в видео, эта преподаватель современной истории кпсс, она ведь очень легко переходит от одной интонации к другой. Такой интересный переход. Такие знакомые доверительные интонации, объясняющие, заботливые, будто наклонилась над ребенком и помогает понять (сразу после фразы "закрыл рот", такие лёгкие переходы). Просто интонации. Совершенно неважно, что и кому ими говорить. Они перенимаются, повторяются, создают образ правильного и разумного. Я помню, у меня в какой-то период моей жизни был период вялотекущей депрессии. Самое ужасное в этот период было работать в школе. Нет, я почти не ругалась на детей. Я просто приходила и понимала, что мне нужно продержаться урок  , мне нужно изображать, что у нас урок, в течение 35 минут. Чтобы было похоже, что я учитель, а они ученики. Давать задания, смотреть, как делают, следить за дисциплиной. И у меня даже вполне получалось. Кто бы пришёл, увидел - урок. Может, и дети чему-то тогда учились. Но это было ужасно. Тогда я думала увольняться. Потому что ничего, кроме этих ролей "учитель" - "ученики", не оставалось. В голове была только эта картинка. И главное, чтобы картинка не распалась, не расползлась, чтобы держалась любой ценой, чтобы было похоже, что это урок в школе, чтобы никто не догадался, что ничего на самом деле нет. Занимать детей, держать их, чтобы они слушались, а сил нет. Ни на что больше сил нет. Интереса нет. Учить и объяснять не хочется. Показывать, вести, слушать не хочется. Цели нет. Единственная цель - изобразить урок, продержаться и уйти наконец, потому что работа есть и её надо делать, хотя бы делать вид, что делаешь. Вот и эта политинформация тоже. Ей, в общем, всё равно, что читать. Ей надо продержаться свои два часа, чтобы была галочка, что лекция прочитана. Ей надо создать видимость. Она оделась, как в её представлении должен одеваться лектор, она говорит интонациями, которыми в её представлении должен говорить преподаватель, но ей совершенно всё равно, что и зачем она преподаёт. У неё работа и часы. Я очень хорошо помню это чувство. А ещё я помню, как выводили из себя меня-студентку такие отвратительные лекторы, которые жрали моё время, про которых было понятно, что они приходят отсидеть лекцию, как срок, оттрубить и уйти, вот эти совершенно пустые трусливые люди, которым надо во что бы то ни стало изобразить, что они читают лекцию, вместо того чтобы и правда что-то дать. Их, видимо, позвали работать, они, видимо, не отказались, и "продерживались" тут, как могли. Один такой ничему не учил, врал нам на языкознании какую-то фоменковщину, а на экзаменах особенно любил ставить неуды и отправлять плачущих девочек на пересдачу. Меня он побаивался. Я тогда разбиралась в его теме лучше, чем он, потому что до него у нас был просто великолепный преподаватель. Но я не об этом. Я о том, что вот такое, произносящее "червоточина в вашем ребенке" и изображающее лекцию, потому что понятия не имеет о том, как это должно выглядеть на самом деле, что вот это, похожее на тараканью шелуху, на хитиновый покров, оставшийся от тараканов, он невымываем пока. Я не думаю, что я вообще обхожусь без этого, как бы я ни возмущалась вот этим всем, нет, я уверена, что не обхожусь. Мне иногда бывает ужасно стыдно, но я рада, что я в состоянии пока это в себе заметить. Патетического свысока "Как так можно вообще?" я тут, к сожалению, произнести не могу, потому что сама не раз и не два вдруг приходила в сознание посреди произносимой мной какой-то штамповой речи. Нет, я ужасалась про себя и переводила все в шутку или извинялась, но слишком крепко всё это сидит. И я уверена, что в себя я прихожу не всякий раз, а иногда этому своему внутреннему ужасанию говорю "да ладно, нормально" и продолжаю сыпать этот хитин. Слишком сильную личность надо иметь, чтобы не подпадать под власть этих ролей и сценариев, чтобы отслеживать их и выталкивать себя из колеи. Или вообще в этой колее не оказываться. Это пост предостережения себе. Мол, Женька, не забудь в патетическом порыве и свои брёвна выкорчёвывать. И вот это всё: Учитель с большой буквы, вот этот пафос, вселенское добро в глазах и нежные, но твёрдые интонации - тоже всё тараканья шелуха. Же суи лектор по политинформации. Не, это не к тому, что я её защищаю и призываю к сочувствию (умертвие не вызывает сочувствия ни у чего, кроме таких же умертвий), а к тому, что и во мне такая тоже живёт, и что её хорошо бы в себе замечать, не терпеть и выпроваживать.
Post A Comment | 5 Comments | Share | Link






zzachekay
User: zzachekay
Date: 2017-03-26 06:11 (UTC)
Subject: (no subject)

Смотря какие учителя были - то мы и воспроизводим. Как интересно объяснять тригонометрию и английский - я знаю. Учителя в свое время были чумовыми. А остальные предметы отдают нудятиной. Наверно, поэтому и нужны всякие семинары - мастер-классы, где учителя могут подзарядить друг друга.

Reply | Thread | Link



Тата
User: tata_rossi
Date: 2017-03-26 19:18 (UTC)
Subject: (no subject)

Посмотрела видео, волосы дыбом встали. Нет, не потому что я сама никогда не срываюсь и не перехожу на эти нудные интонации доброго робота-убийцы. Перехожу. Бывает. И стыдно.


Но я отвыкла. Отвыкла от этого хамства, почти всегда женского. В школе я такого не помню, хотя что-то точно бвло. И в университете были халтурщики, но вот таких рыночных хамок не было (при всем уважении к работникам рыночной торговли). Зато в очередях, в паспортных столах, у врачей! Сколько угодно. И вспомнилось. Но я наивно думала, что такие тети уже не у руля . А они у руля.


Ну и собственно содержание лекции. У нас так теперь говорят? О врагах народа? Списками? Я отстала.


Не могу теперь не думать о министерской преподавательнице из Гарри Поттера:))))))

Reply | Thread | Link



lagushka: Из банки
User: lagushka
Date: 2017-03-27 04:51 (UTC)
Subject: (no subject)
Keyword:Из банки
Да. Говорят о врагах народа. На всяких педсоветах, коллеги рассказывали, очень активно вдалбливают политику партии, мол, кругом враги, Россия всех спасёт, бди, и т.д. и учат детей этому учить.
Я с этим сталкиваюсь только когда истории слышу от коллег, которые каким-то образом с государственными школами соприкасаются. Но от таких рассказов очень не по себе. И такие тётки как раз такие педсоветы и ведут. Только там никто над этим не острит.
Reply | Parent | Thread | Link



Тата
User: tata_rossi
Date: 2017-03-27 05:36 (UTC)
Subject: (no subject)
Женя, я об этом слышала, но отказывалась верить, что такая линия у нас уже стала нормой. Мне хочется хихикать и толкать соседа локтем в бок - мол, смотри, какой идиотизм. Это же не может быть в серьез!? Это что тут, ролевая игра по мотивам "Скотного Двора"? Но моя реакция запоздала. Уже не смешно.

Меня еще поразил голос из аудитории, т.е. я полагаю, это говорил студент: он предупреждал выступающего - ты уверен, что ты после высказывания о неконституционности третьего срока вождя тут (в Консерватории) будешь еще на следующей неделе... Т.е. уже молчаливое, пугливое, поддакивающее большинство вполне сформировано. Сами осаживают отбившихся от линии партии. И особенно страшно мне от того, что прочитав в этом году "Крутой маршрут", я в очередной раз осознала, что очень нормальные, здравомыслящие, по сути хорошие люди (вот я, с примеру) элементарно могут начать доносить, лжесвидетельствовать и подпевать начальству. По разным причинам, но в основном - из страха за себя и близких.
Reply | Parent | Thread | Link



lagushka: Из банки
User: lagushka
Date: 2017-03-27 05:49 (UTC)
Subject: (no subject)
Keyword:Из банки
Да, норма. И есть много верующих в путина и предателей и великую миссию России и в тех, кто хочет всё развалить. У нас в школе парень верующий как раз, физкультуру преподает, отличный парень, добрый, весёлый, инициативный, ходит в школу вожатых, игры придумывает, турниры организует, но вот верит, что всё зиждется на Путине и что если тебя что не устраивает, значит ты раскачиваешь лодку и хочешь всех потопить.
И молодёжи много такой, ходят в пиджаках, в галстуках, в партии состоят вполне, растут карьерно.
Да, не смешно уже. Щелкнул кто-то пальцами - и ты в книжку попал, как в фантастическом фильме. Не помню кого читала, мол, почему Пелевин не пишет, да потому что то, что он писал раньше, было вроде как абсурдно и ирреально, а сейчас любой выпуск новостей на тв абсурднее самого абсурдного. Их уже не переплюнешь никаким талантом. Они все реализуют с серьёзным лицом и пламенным сердцем.
Reply | Parent | Thread | Link



browse
my journal
March 2017